Исследовательская работа «Особенности лида в газетах «Ленинская искра» и «Шушенский курьер»

" >

Исследовательская работа «Особенности лида в газетах «Ленинская искра» и «Шушенский курьер» учащейся Шушенской школы №3 (руководитель Стерехова Наталья Николаевна) участвовала в краевом молодежном Форуме «Научно-технический потенциал Си бири» в номинации «Научный конвент» и стала победителем по направлению «Лингвистика». Виктория будет представлять свою исследовательскую работу в составе команды от Красноярского края на всероссийском этапе конкурса.

Поздравляем Викторию Чуклину и Наталью Николаевну Стерехову с огромной победой на региональном этапе!

Ольга Соловьева, руководитель Центра по работе с одаренными детьми

«Особенности лида в газетах «Ленинская искра» и «Шушенский курьер»

 Газета – это один из популярных средств массовой информации. Из неё мы можем узнать новости не только мирового масштаба, но и региональные, местные. Нас интересуют именно местные, так как о новостях мировых и новостях страны мы можем узнать по телевидению, а вот узнать о том, что происходит у нас в посёлке, в районе, по телевидению не всегда возможно. У нас в Шушенском районе выходит два издания небольшим тиражом: «Шушенский курьер» и «Ленинская искра».  Они отличаются своим содержанием. В «Шушенском курьере» мы можем узнать мировые новости, местные, программу телепередач на неделю, объявления, рекламу, разгадать несколько кроссвордов, почитать анекдоты, есть детская страничка, информация для женщин, мужчин, для любителей чего-либо загадочного, неопознанного, для любителей сада и огорода. В «Ленинской искре» большая часть полос носит новостной характер: в заметках,  статьях и очерках рассказывается о том, что происходит в районе, в крае, также две полосы отводится на программу телепередач, полоса на рекламу, объявления,  поздравления, есть развлекательная рубрика с интересными историями, небольшой порцией юмора. Для меня, как будущего журналиста, обе газеты интересны, я обращаю внимание на оформление статей, заголовки, цветовые решения. Но в первую очередь меня заинтересовали лиды. Впервые с этим понятием я столкнулась на занятии Школы журналистики. После занятия я стала наблюдать, как пишут лиды в местных газетах, изучила их особенности и сопоставила с теорией.

Успешный лид в газете – это одно из условий популярности издания, ведь не все люди читают газету целиком, многие её сначала бегло просматривают, выбирая самые интересные статьи, а потом уже читают всё остальное, если заинтересуются. А лид как раз даёт представление, о чём заметка, статья, очерк. Если журналист при написании статьи, сделает лид интересным, то читатель захочет прочитать его статью в первую очередь.

Гипотеза исследования: в газетных лидах содержится главная мысль заметки, но если её подать в особой форме, то популярность газеты может вырасти. При этом необходимо учитывать жанр публицистического произведения.

О содержании лидов существует много теоретических сведений, об их оформлении написаны книги. Существует несколько типологий лидов. Каждый учёный, составляя свою классификацию, вносит в неё что-то новое. Во всех работах общим является то, что зачин любой заметки, статьи, очерка имеет немаловажную роль, а роль зачина как раз принадлежит лиду. Мы изучили работы о классификациях и типологии лидов, познакомились с некоторыми дипломными работами о лидах. Все авторы уделяют внимание теоретической основе, разбирают и анализируют различные классификации.  Для меня особое внимание представляют работы Колесниченко А. «Как написать лид к новости, репортажу и интервью», «Практическая журналистика». В них теория представлена доступным любому читателю языком, есть примеры, поэтому в своей работе мы будем опираться именно на его работы. Мне бы хотелось изучить лиды в газетах Шушенского района и, сопоставив с теорией, описать особенности лидов.

           Новизна исследования заключается в том, что анализируются лиды, выбранные из местных газет. В большинстве исследовательских работ, просмотренных мной, говорится о том, как написать успешный лид, даются рекомендации. Наша работа поможет мне понять, как правильно писать лид, какой лид можно считать хорошим и уместным в разных публицистических жанрах.

          Цель исследования: выявить особенности лидов газет Шушенского района «Шушенский курьер» и «Ленинская искра».

          Задачи исследовательской работы: выявить, что означает понятие «лид», и описать его разновидности; провести опрос среди учащихся школы и взрослых, выяснив их понимание лида; сделать выборку лидов из газет «Шушенский курьер» и «Ленинская искра»; проанализировать выбранные лиды в соответствии с теоретическим материалом;

          Методы исследования: обзор теоретических сведений;  опрос учащихся школы и взрослых; выборка газетных лидов; анализ.

          Что такое лид? Это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Иногда его еще называют вводкой. Задача лида –удержать читателя, предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи. Необходимо учитывать жанровую особенность, и для каждого лида будет характерен свой вопрос: вопрос «Что?» лучше всего использовать в криминальной хронике; вопрос «Кто?» — в статьях о знаменитостях; вопрос «Что?» и «Почему?» разумно использовать в сообщениях об авариях; вопрос «Где?» лучше всего использовать в сообщениях местной периодики.

           Опрос учащихся и взрослых: в школе мы провели  анкету с целью узнать, что знают о лидах школьники. Опрос проводился среди учащихся 7,8,9,11 классов, а также было опрошено несколько взрослых, учителей, родителей. Что такое лид? Этот вопрос вызвал затруднения практически у всех, лишь 7 учащихся ответили утвердительно, это были члены Школы журналистики. Выяснили, что большая часть ребят и взрослых при выборе статьи ориентируются на лид, выбирая сначала интересные заметки, затем читая всё остальное. На вопрос, какова задача лида, ответили так: 1) привлечь внимание читателя – 21 человек, выразить главную мысль – 66 человек, 23 человека, На вопрос, каким должен быть лид, ответили: ярким – 14, интересным – 16, интригующим – 38.

            По результатам опроса пришли к выводу, что большая часть учащихся и все взрослые читают периодические издания, чтобы быть в курсе новостей, познавательной и аналитической информации. Многие не знакомы с понятием лид, но на первый выделенный абзац внимание обращают, понимая, что в лидах журналисты выражают главную мысль новости, привлекая внимание к изданию.

           Анализ лидов газеты «Ленинская искра»: в газете «Ленинская искра» лиды есть не у всех заметок, но в основном употребляются прямые лиды. Приведём примеры:

  1. Обобщающий:  Экология, развитие Севера и международное сотрудничество – основные темы рабочих встреч и совещаний губернатора Александра Усса на уходящей неделе. Этим направлениям уделяется пристальное    внимание краевых властей, однако глава региона уверен – у края огромный резерв развития в этих сферах. Сегодня ведётся работа по ускорению закрытия малоэффективных котельных, расширению их перечня и снижению выбросов промышленными гигантами. Не меняется  позиция и в отношении заполярных территорий – отдалённые посёлки и крупные города Севера должны полноценно развиваться, а для жителей – создаваться комфортные условия.
  2. Модифицированный: Международный фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР СИБИРИ» в Шушенском снова заручился поддержкой ЮНЕСКО.
  3. Обёрточный:  В 2020 году музею в Шушенском исполнилось 90 лет. Треть его истории неразрывно связана с именем Галины Алексеевны Бугаевой, которая 20 февраля отмечает свой юбилейный день рождения
  4. Из затяжных лидов были употреблены ситуативные лиды: В газете «Ленинская искра»в рубрике «Хочу сказать» вышла публикация «Почему такое отношение?» о том, что местный совет ветеранов не поздравляет их с юбилеем и не посещает на дому

               Анализируя лиды газеты «Ленинская искра», мы видим, что в основном используется прямой тип лидов, чаще всего модифицированный, реже обобщающий. В лидах нет ссылки на источник. Обратили внимание, что не все публикации написаны с лидами.

Изучив теоретический материал по теме исследования, мы пришли к выводам, что лид – важная часть публикации, которая помогает понять содержание газеты. Существует несколько классификаций лидов. Есть особенности, которых должен придерживаться журналист при написании лида: он должен состоять из одного абзаца, представляя собой краткое ознакомление со статьёй. Лид должен быть чётким и информативным, заинтересовать читателя материалом статьи. Практическая значимость работы обозначена как для начинающих журналистов, так и для тех, кто хочет попробовать себя в творческой деятельности.

Виктория Чуклина, учащаяся Шушенской школы №3

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *