Рейтинговый список по итогам проведения регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2023/24 г.
С 2020 года реализуется международный проект «Без срока давности», посвященный сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны, установление обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.
Бесспорно, что война 1941-1945 годов в той или иной мере затронула каждую семью. При этом школьники и студенты все еще имеют возможность соприкоснуться с реальными событиями Великой Отечественной войны как внуки и правнуки победителей, которых становится с каждым годом все меньше.
Каждый может помочь донести до современников и будущих поколений правду о тех, кто остался жить на оккупированных территориях, отправлен на принудительные работы в изгнание, отразить историю создания мемориала памяти погибших мирных жителей, рассказать о деятельности поисковых и волонтерских отрядов, тем самым внести свой вклад в установление преступлений нацистов против мирного населения СССР.
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности»: рейтинговый список.
Поздравляем призёров: Корочкину Екатерину (в возрастной группе 10 – 11 классы), Ильичевская школа (учитель Ильина Людмила Семеновна) и Лейбовича Дмитрия(в возрастной группе 5 – 7 классы), Шушенская школа №1 (учитель Грицив Лариса Викторовна)!
Направление: Преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
Жанр сочинения: дневник
Тема сочинения: «О чём молчат медали»
Каждый год, двадцать девятого июня, наша страна отмечает памятную дату — День партизан и подпольщиков. Но наша семья собирается на этот праздник четырнадцатого октября, потому что это день рождения моей прабабушки. Нина Васильевна Петренко (Егоркина) – легендарная партизанка. Её боевые награды мы считаем семейной реликвией.
Перебирая в руках медали, смотрю на фотографию, и мне кажется, что я слышу голос нашей бабули, тихий, как шелест страниц дневника.
Август 1941 года.
В село вошли немцы. Идут вразвалочку, словно на прогулку вышли. В первые же дни начали избавляться от тех, кого считали подозрительными. Очень боюсь за свою семью, ведь мама и папа – сельские учителя. Наша школа занята немцами, но мои родители дома потихоньку учат ребят читать и писать. А я так и не успела окончить школу, только девять классов…
К партизанам ушёл старший брат. Папа хорошо понимает немецкий язык, он внимательно слушает, узнаёт планы оккупантов, а я их передаю через брата. Кто обратит внимание на девчонку с корзинкой грибов?
Апрель 1942 года.
Немцы зверствуют в селе. Даже специальные карательные отряды СС ничего не могут сделать против партизанских операций. Немцы срывают свою злость, расстреливая детей, женщин, сжигая дома. Страшно! Невыносимо страшно! А если придут к нам? Детство закончилось в один миг…
Сентябрь 1942 года.
Отец отправил меня с заданием в отряд и велел не возвращаться… Я все поняла, папа! Я уже взрослая, папа! Прощай, папа!
Немцы постоянно бомбят Брянские леса. Только сейчас поняла, как тяжело терять своих друзей… Воронка… И больше ничего…Внутри меня пустота…
Октябрь 1942 года.
Связной принёс страшную весть: отца и деда немцы казнили за связь с партизанами. Они закопали их заживо и ездили по могиле на мотоциклах, чтобы мужчины не смогли выбраться. Самое ужасное, что предатель — бывший ученик моих родителей.
Маму, бабушку и младшего братишку угнали в концлагерь. Простите меня, мои дорогие! Простите! А я не знаю, смогу ли я когда-нибудь простить себя за вашу смерть, за ваши муки и страдания…
Декабрь 1942 года.
Проклятые оккупанты, вы оставили меня сиротой, вы присвоили мой дом, вы лишили меня образования, вы украли моё детство, но я не сдаюсь. Я не одна, рядом со мной мои товарищи. С каждым днем нас всё больше!
Вместе с командой ребят пустили под откос вражеский эшелон с оружием и боеприпасами.
Это вам за отца и деда!
Сделали вылазку и взорвали мост через речку. У немцев теперь нет переправы! Задание выполнено!
Это вам за моих родных!
Январь 1943 года.
Облава! Нас обстреливают со всех сторон. Лес окружен. Бомбят с самолетов, укрыться негде. Гром, гул, треск, взрывы, огонь, все без остановки!
Очнулась под деревом. Живая!
Март 1943 года.
Отошла от контузии, но ужасно болит голова. Командир перевел меня работать в санчасть. Теперь моё боевое задание – стирать, сушить и скручивать бинты для раненых. Километры окровавленных бинтов, стук свинца, вынутого из ран наших товарищей, лечение без лекарств, бессонные ночи, стоны, крики бойцов, смерть, много смерти.
Очень тяжело. Душа болит. Надо держаться, ведь им еще тяжелее!
Сентябрь 1943 года.
Ура! Отряд соединился с советскими войсками! Мы выдержали!
Жаль расставаться с командиром Фёдором Семёновичем Данченковым, но наша первая Клетнянская партизанская бригада вместе с армией отправляется на Запад добивать захватчиков.
Прощайте, друзья! Возвращайтесь живыми!
Голос затих, словно закрылась последняя страница дневника. Только добрые глаза по-прежнему смотрят на меня с фотографии.
Моя прабабушка Нина была награждена медалью «Партизану Отечественной войны» и Орденом Отечественной войны II степени за храбрость, стойкость и воинскую доблесть. Мне все еще не верится, сколько силы и мужества было в той хрупкой девушке, ведь во время войны она была старше меня на три года, ей было всего шестнадцать лет.
Теперь я понимаю цену этим медалям, её не измерить никакими деньгами. Холод металла напоминает мне о партизанских ночах в зимнем лесу, а красная звезда ордена, как капля крови на серебристом снегу. Это память о наших родных. Я буду бережно хранить и передам своим детям все, что знаю о бабуле. Пусть ужасы войны не повторятся никогда!
Тематическое направление: Учитель, который выиграл Великую Отечественную войну: подвиг и жертвенность
Жанр сочинения: рассказ
Тема сочинения: «Кинолента жизни»
Я сидела в теплом закутке рядом с печкой и плакала. Нет, мои глаза были сухие, плакало что-то внутри меня. Прислонившись к теплому боку огромной небеленой потрескавшейся печи, вспоминаю наш путь или, точнее сказать, нашу киноленту жизни, которая состоит из разных кадров. Прошлое встает перед глазами бесконечным черно-белым позитивом или негативом, не важно. Все это будто происходило не со мной, милой хохотушкой Людочкой 17 лет от роду, только что закончившей первый курс педагогического училища, отличницей, домашней любимицей, ленинградкой…
Кадр первый «До свидания, Ленинград»
— Люда, срочно. Самых слабых эвакуируют, 15 человек, мы с тобой сопровождающие. Я убежала за Лидочкой. Собирайся. С этими словами Надежда Васильевна, классный руководитель 7Б и по совместительству мама трехлетней девчушки–егозы вбежала в комнату.
Мы давно были готовы к эвакуации, но все равно новость была как снег на голову. Я заметалась. Стала хватать какие-то книги, зачем-то переложила карточки из кошелька в сумочку, стала надевать туфли, в голове вихрь мыслей, среди них: «Люда, соберись в Казахстане тоже зимы бывают, какие туфли? »
Кадр второй «Дорога жизни»
Мы с детьми трясемся в полуторке. Дорога Жизни. Малыши, крест-накрест перевязанные шалями, из-под воротников и шапок торчат только носы, они жмутся друг к другу. Слышно, как под шинами трещит лед, иногда позади видны темные полыньи. Лед в апреле слишком тонкий, всего 10 сантиметров, а нужно двадцать. Мы едем, только сейчас вспоминаю, что совсем не умею плавать. Только бы не бомбили, только бы не бомбили.
Кадр третий «Бомбежка»
Наш поезд бомбят, Надежда Васильевна велела спрятать детей под скамьи и самой не высовываться. Мы с Лидочкой лежим в обнимку, учитель, как может, успокаивает старших, уговаривает потерпеть, скоро все закончится. В голове только один вопрос: почему бомбят? Ведь на крышах огромные красные кресты, это медицинский состав с ранеными и детьми.
Кадр четвертый «Расставание»
Дети вповалку спят на вокзале, на чемоданах, Лидочку я уложила на столе. Она все время плачет и требует маму. Надежда Васильевна осталась в том поезде, медики обещали, что ранение легкое, и она быстро поправится. А мы должны ехать дальше, нас уже ждут.
— Людмила, соберись, на тебе дети! — Татьяна сжимает мою руку побелевшими от потери крови пальцами. — Ты сильная и смелая девушка! Береги ребят и хлеб, мы отоварили все карточки, вам хватит продуктов до самого Казахстана. Лидия, прекрати плакать и слушайся тетю Люду! Людмила! Прекрати реветь, ты же комсомолка!
Кадр пятый «Трагический»
Сижу в поезде и не могу пошевелиться, у нас украли весь хлеб!
Я на минуту оставила мешок с хлебом, уговаривала Лидочку воспользоваться кастрюлькой вместо горшка, горшок вместе с остальными вещами остался в разбомбленном поезде. Ребенок вырывался, капризничал и скандалил на весь вагон.
Хватилась, а хлеба нет! Да и горшок уже не нужен. Во мне что-то лопнуло, я не плакала, а выла белугой на весь вагон. Нам ехать через Союз, чем я буду кормить детей? Не помня себя, бегала по вагону, что-то кому-то объясняла, требовала, умоляла. Без сил повалилась на лавку и застыла.
Очнулась от того, что меня гладит по плечу соседка, уговаривает:
— Что ты, что ты девонька, чай не чужие, не убивайся, голубушка, прокормим мы твоих архаровцев. Люди несут продукты, сахар, хлеб, картошку, связку сушёной рыбы, лук. Кладут мне на колени, на стол, на скамейку…
Кадр шестой «Оптимистичный»
Первую неделю в ауле Майбулак провели как во сне: нам дали старый саманный дом, он же школа. Мы с детьми мыли, колотили столы и скамейки, ходили по воду, замазывали чадящую печь.
Местные жители приняли нас очень тепло, но практически никто не говорил по-русски. Объяснялись в основном жестами. Старая бабушка привела нам козу, настоящую, живую козу. Ох и навоевались мы с ней, у козы было очень вкусное молоко и отвратительный характер, а, может быть, она чувствовала мою неуверенность, ведь до этого животных я видела только в Ленинградском зоопарке.
Но вот наш быт помаленьку устроился, распределили дежурство, добыли учебники и старые газеты, на них можно выло писать между строк.
Между всеми этими хлопотами я проводила уроки словесности, математики, географии, кроме меня учителей в поселке не было. К урокам готовилась по ночам, днем совсем не оставалось времени, мне катастрофически не хватало знаний, практики, учебников, приходилось многое вспоминать.
Кадр последний «Счастливый»
27 января 1944 года. Этот день начался как-то по-особенному: звуки громче, дети активнее. С любовью смотрю на свой подросший класс.
Слух цепляет громкий и четкий голос товарища Левитана: «Говорит Ленинград. Внимание, товарищи, войска ленинградского фронта в итоге двенадцатидневных напряженных боев прорвали и преодолели на всем фронте под Ленинградом сильно укреплённую, долговременную оборону немцев…».
Мы не помним себя от радости, кинулись обнимать и поздравлять друг друга.
Мы смогли, выстояли, город справился.