Подведены итоги краевого молодежного Форума «Научно-технический потенциал Сибири»

" >

Из школьников Шушенского района в направлении «Лингвистика» 1 место заняла Чуклина Виктория, Шушенская школа №3, (руководитель Стерехова Н.Н.). Виктория войдет в краевую команду и будет защищать  в Москве свою исследовательскую работу.

По «Литературе» второе место – у Троценко Юлии, Шушенская школа №1 (руководитель Грицив Л.В.).

По гуманитарному направлению второе место – Лендел Василина, Палицина Анастасия, Ревина Александра, Шушенская школа №3 (руководитель Стерехова Н.Н.).  

По «Физико-математическому направлению» третье место — Михайлов Василий, Шушенская школа №1 (руководитель Скиба О.О.).

Красноярский краевой Дворец пионеров  при поддержке Министерства образования Красноярского края с 23 по 26 ноября 2021 года  на базе Шушенского информационно-методического Центра в видео-формате провел конференцию заключительного этапа краевого молодежного Форума «Научно-технический потенциал Сибири» в номинации «Научный конвент». Организатор проведения очного этапа Форума: районный Центр по работе с одаренными детьми.

Представляли Шушенский район на этом важном мероприятии команда школьников Шушенских школ №1, №3, Центра дополнительного образования, Ильичевской, Субботинской, Синеборской школ – победители районной научно-практической конференции и, безусловно, их уважаемые руководители.

На видео-конференции докладчики представляли свои исследовательские работы с трансляцией презентации, видео и изображений с экрана компьютера, используя технические возможности  Zoom. После защиты работы ребята отвечали на вопросы краевых экспертов.

Направлений, по которым ребята писали исследовательские работы невероятно много: это математика и информатика (исследования в области математического моделирования, создание собственных программных продуктов; исследования в области физики и астрономии; химия и пищевые технологии; науки о земле (физическая и экономическая география, геология,  минералогия, палеонтология); экологический мониторинг, исследование больших и малых экосистем; биология (зоология,  сельское и лесное хозяйство; медицина (анатомия и физиология человека, медицинские технологии, валеология; отечественная история различных периодов, археология, работа с архивами, краеведение; обществознание; отечественная и зарубежная литература; лингвистика (исследования в области филологии); культурология (мировая художественная культура, различные отрасли  искусствоведения, история культуры, современное искусство, этническая культура); исследования в области социальной и возрастной психологии, педагогики); экономика, социология (экономическое  моделирование).

Защита исследовательских работ проходила в двух формах:  выставка (это стендовая защита работы,  имеющей прикладное значение, в том числе готовых продуктов для практического применения). Выставка проводилась в форме индивидуального собеседования с членами экспертной комиссии Форума. Здесь представляли свои исследовательские работы: «Swipe–кнопка» Михайлов Василий, учащийся 11 класса Шушенской школы «1» (руководитель Олеся Олеговна Скиба): с цифровыми презентациями, а именно с пролистыванием слайдов, существуют различные пульты, позволяющие делать это, но, как правило, они теряются и не всегда есть возможность быстро найти тот самый заветный пульт. Поэтому и возникла идея создать вспомогательное устройство для удобного использования цифровых презентаций.Этоустройство позволит забыть про кнопочку в руке и без каких-либо препятствий переключать слайды презентации, делая это зрелищно. Кроме того это устройство можно будет использовать в других задачах, которые были представлены на выступлении.

Лендел Василина, Палицина Анастасия, Ревина Александра  

Лендел Василина, Палицина Анастасия, Ревина Александра, учащиеся Шушенской школы №3 (руководитель Наталья Николаевна Стерехова) представили на суд краевых экспертов исследовательскую работу «Поэтическая экскурсия по Шушенскому»: девочки, знакомясь с творчеством местных поэтов, живших и живущих в Шушенском, определили места в посёлке и его окрестностях, вдохновляющие этих людей на творчество и составили  маршрут экскурсии. Для этого юные исследователи — литературоведы обратились к людям,  которые знают об их творчестве или общались с ними. Такими людьми стали Н.Я. Звягинцев, руководитель литературного объединения посёлка Шушенское, А.А.Парамонов, композитор и руководитель нескольких музыкальных коллективов посёлка, Ю.А. Иванов, писатель, член литературного объединения «Стрежень», Т.Н. Соковикова, руководитель телестудии «Южные Горизонты». Стихи местных поэтов представляют большой интерес тем, что в них мы видим свой посёлок совершенно другим: он становится роднее, краше, выразительнее. Когда мы читаем строки стихотворений, перед нами предстаёт мир, в котором мы живём, он не выдуманный, а реальный. И если эти стихи представлять визуально, т.е. читать именно в том месте, которое представлено в стихотворении, мы сможем увидеть гораздо больше и почувствовать эмоционально сильнее.

 Конференция проводилась в виде докладов перед членами экспертной комиссии. Участники представляли свои работы и проекты с использованием чертежей, графиков, конструкторской документации, фотографий, видеоматериалов, макетов, образцов, электронных презентаций.

Иванова Анастасия  

По направлению «Биология» — Иванова Анастасия, девятиклассница Шушенской школы №1 с исследовательской работой «Видовой состав птиц на острове отдыха в поселке Шушенское» и Мозолева Анастасия, выпускница Шушенской школы №2  (руководитель Татьяна Александровна Голикова) с исследовательской работой «Привлечение неясыти длиннохвостой в национальный парк «Шушенский бор».

Иванова Анастасия исследовала видовой состав птиц на острове Отдыха на протяжении трех лет. За это время проведены 6 осенних, 5 зимних, 5 летних и 4 весенних маршрутных учета птиц; определены фоновые и редкие виды птиц. выявлена суточная активность и приуроченность некоторых птиц к биотопам. определена динамика численности некоторых птиц по годам. По результатам учетов составлен аннотированный список птиц Острова отдыха, в котором указаны обилие, характер пребывания на территории и приуроченность к биотопам. Территория исследования является памятником природы краевого значения, поэтому важно исследовать эту территорию и охранять. В настоящее время на острове ведутся работы по благоустройству территории, что может привести к уменьшению численности и видового состава гнездящихся птиц — необходим ежегодный мониторинг видового состава и численности птиц на острове.

Перовское лесничество национального парка «Шушенский бор» располагается в непосредственной близости с поселком Шушенское и подвергается рекреационной нагрузке. Совы, как известно, не любят беспокойства. Длиннохвостые неясыти предпочитают гнездиться в дуплах или в гнездах коршунов и врановых, своих гнезд они не строят. В Шушенском бору регулярно проводят санитарные рубки, убирают старые и больные деревья, поэтому дуплистых деревьев в лесопарке нет. В сумме антропогенные факторы привели к тому, что численность длиннохвостых неясытей в последние годы снижается. Национальный парк получил государственное задание на увеличение численности совообразных. Так как эта проблема существует во всем мире: человек приходит в лес, а совы уходят из него. Мозолева Анастасия в рамках деятельности школьного лесничества  при содействии сотрудников национального парка «Шушенский бор» и сотрудников заповедника «Хинганский» разработала проект: начало проекту положено в 2018 году, и уже можно говорить о его успешных результатах. так как численность длиннохвостых неясытей возросла за два года: была проделана большая работа (изучена численность сов и их приуроченность к определенным биотопам, построены гнездовые ящики для длиннохвостой неясыти. В гнездовые ящики два года подряд заселялись совы и выводили птенцов. В общей сложности  неясыти вывели 21 птенца. Проект продолжается, будут дальше изучаться гнездовое поведение длиннохвостых неясытей и их питание. Возможно, будут проведены подобные биотехнические мероприятия для филина.

Каблукова Алина, выпускница Синеборской школы (руководитель Рулис А.А.) представляла работу по теме «Биологическая оценка качества воды методом Allium-test путем анализа митозмодифицирующих нарушений». Выполняя работу, проведена оценка токсического, митозмодифицирующего и мутагенного действия факторов химической природы, содержащихся в донных отложениях на основе растения Alliumcepa. После проведения обработки полученных результатов выяснилось, что водоёмы в окрестностях Синеборска и водоём в непосредственной близости к п. Верхняя Коя испытывают наибольшую антропогенную нагрузку, что подтверждается наименьшим количеством делящихся клеток и небольшой длиной корней по отношению к контрольному образцу. Полученные результаты показали необходимость проведения регулярного физико-химического и биологического мониторинга водной среды для оценки экологического благополучия региона. Исследовательская работа требует продолжения: необходимо установить митотические нарушения, которые происходят под влиянием факторов химической природы, отработать методику приготовления микропрепаратов, для чего мы получили приглашение в Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета в мае-июне 2021 года.

Троценко Юлия  

По направлению «Литература» блистала Троценко Юлия, выпускница  Шушенской школы №1 (руководитель Грицив Л.В.), представляя исследовательскую работу«Образ осени в двух произведениях о временах года (Бориса Петрова «Кружка березового сока» и Николая Устиновича «От весны до весны»). Через литературные произведения своего края  учимся любить свою малую родину, культурное наследие, которое оставили нам писатели-сибиряки. Поэтому, работа будет полезна и интересна всем жителям Красноярского края, интересующимся творчеством писателей своей малой родины, восхищающимся могуществом и красотой Сибири. Данный материал можно использовать на уроках литературного краеведения и внеклассного чтения. Проводя исследование, мы узнали много нового о жизни и творчестве писателей Красноярского края, научились лучше понимать художественные произведения, замысел писателей, получили огромное удовольствие от общения с земляками, прославившими наш Красноярский край.

Чуклина Виктория  

«Лингвистику»представлялидве работы учащихся Шушенской школы №3 руководителя научного общества Шушенской школы №3 Натальи Николаевны Стереховой:девятиклассница Чуклина Виктория  «Особенности лида в газетах «Ленинская искра» и «Шушенский курьер». Тема этой работы была избрана мной потому, что я хочу стать журналисом и хотела бы знать больше о том, как сделать статью привлекательней для читателя, ведь успешный лид – это одно из условий популярности издания. Для этого мы выявили особенности лидов газет Шушенского района «Ленинская искра» и «Шушенский курьер». Прежде чем мы начали изучать лиды, мы обратились к трудам выдающихся журналистов, филологов. В работах  разных  учёных говорится о том, что зачин любой заметки имеет немало важную роль, а роль зачина как раз принадлежит лиду. Что же такое лид? Это первый абзац текста, выделенный жирным шрифтом. Задача его– удержать читателя, предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи. Существует множество типологий и классификаций лидов, но прежде всего они делятся на прямые и затяжные. В работе рассказано подробно о каждом.

Бойко Дарья  

 И Бойко Дарья, ученица 8 класса Шушенской школы №3,  выступала с исследовательской работой  «Алгоритм решения лингвистических задач в заданиях олимпиад». Это исследование актуально для тех, кто собирается решать олимпиаду по русскому языку, так как большая часть их составлена как раз из лингвистических задач.

Шустова Олеся  

Шустова Олеся, выпускница Шушенской школы №1 (руководитель Лариса Викторовна Грицив) – представляла исследовательскую работу «Происхождение и значение названий поселка Шушенское». Обратившись в шушенский этнографический музей, посмотрев информацию в Интернете,  пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет материала о происхождении и значении названий улиц поселка Шушенское. В Шушенском 155 улиц, выяснили происхождение названия каждой улицы. Самой большой в классификации является группа, связанная с особенностью местности. По данным названиям можно легко представить ландшафт нашего поселка. Второе место в классификации занимает группа годонимов, связанная с фамилиями русских писателей, известных всему миру. Шушенцы свято чтут память этих людей. Третье место в классификации занимают улицы, названные фамилиями декабристов и революционеров. Это неслучайно, ведь Шушенское – место ссылки многих известных людей. Особый интерес представляет группа годонимов, связанная с именами жителей поселка и района. В названиях улиц нашего поселка скрыта история всей страны.  На примере годонимов поселка Шушенское можно увидеть историю глазами наших предков. Кроме этого, годонимы содержат информацию о культуре, традициях, менталитете населения. Ведь названия улицам дают люди, которые живут в поселке. Поэтому годонимы нам рассказали о том, что шушенцы уважительно относятся к истории своей страны, они чтут память своих земляков, В перспективе представляется возможным и интересным провести исследование гидронимов Шушенского района.

Никитина Алина, Титова Екатерина  

По направлению «История» субботинские школьники Никитина Алина и Титова Екатерина (руководитель Алексей Николаевич Никитин) успешно выступили с исследовательской работой «Особенности коллективизации и раскулачивания в селе Субботино в 20 -30-е годы 20 века». Данная работа посвящена истории  села конца 20-х — середины 30-х годов — эпохе раскулачивания и коллективизации. Работали с  документами  архива Ермаковского района, анализировали  документы и воспоминания имеющихся в фондах Субботинского школьного музея, встречались со старожилами. Данныеработа возможно использовать на уроках истории, краеведения.

Трулов Ярослав  

Трулов Ярослав, выпускник Ильичевской школы (руководитель Елена Ивановна Мартьянова) рассказывал об истории родной школы, представляя исследовательскую работу«Первопроходцы от образования (становление советской начальной школы в 1930-е годы на примере Ильичевской школы». В сентябре 2021 года Ильичевская средняя школа  отметила 85-летний юбилей: поэтому было принято решение собрать  материалы о первых учителях школы. Рассказ об учителях в исследовании проходит на фоне описания становления системы образования в государстве, на юге Енисейской Сибири,  используя  материалы из фондов школьного музея. Это супруги Дудины, Александр Сергеевич и Афа Владимировна, Светлолобова Татьяна Евлампьевна, Шпрунг Константин Васильевич, Мирютова Вера Ефимовна, Сомова Александра Васильевна,  Малышев Василий Иванович, Маскальская Анастасия Федоровна, Евдокимов Виктор Алексеевич.

Ешкова Юлия  

Ешкова Юлия, девятиклассница Синеборской школы (руководитель Брантова Т.Ю.) — тема работы «Световой мусор на планете Земля». Юля  рассказала, что свет не только является источником света и тепла, но и может наносить вред. Световой смог больших городов приносит вред живой природе. Светового мусора на Земле  много. И если мы будем использовать свет в больших количествах, то это может принести непоправимый урон природе. Для  уменьшения светового загрязнения планеты нужно постараться включать любое внешнее освещение только тогда, когда необходимо. Уменьшить яркость и освещать только необходимые  промышленные объекты.

Наши ребята замечательно отработали на Форуме, поделились опытом, узнали много полезного. Желаем не останавливаться, развивать свой талант, сделать много открытий, полезных человечеству, успехов вам в дальнейших научных исследованиях и технических разработках!

Читайте также: